Конспект занятия по лепке для детей старшего дошкольного возраста
«Пластилиновая картина «Морской пейзаж»
Цель: формировать желание создавать рельефные пластилиновые картины на заданную тему, применяя полученные ранее умения.
Задачи
-
Продолжать формировать умение создавать фон в технике пластилинографии, покрывая картон тонким слоем пластилина.
-
Формировать умение гармонично располагать элементы композиции на картине.
-
Способствовать желанию добиваться выразительности образа путем смешивания нескольких цветов пластилина, нанесения рельефного рисунка на поверхность пластилина.
-
Уточнить представление о понятиях «пейзаж», «фон».
-
Отработать приемы разминания, скатывания, прижимания пластилина, приемы работы стекой.
Материалы: иллюстрации с морским пейзажем, образец, наборы пластилина, плотный картон 10 × 10 см, доски для лепки, карандаши, бумажные салфетки.
Продолжительность: 40 минут.
Ход занятия
-
Введение в тему. Беседа.
Дети стоят около педагога, который показывает иллюстрации или репродукции картин художников на тему морского пейзажа, задает вопросы.
- Ребята, что такое пейзаж? Что можно изобразить, рисуя пейзаж? Что изображено на этих картинах? Какая тема объединяет все эти картины?
-
Постановка учебной задачи, инструкция.
- Ребята, предлагаю создать и вам морской пейзаж. Что может быть изображено на фоне морского пейзажа? А чем можно нарисовать картину? Сегодня мы сделаем картину из пластилина.
Педагог показывает образец.
- Что является фоном на этой картине?
Педагог частично показывает или только объясняет способ выполнения.
- Сейчас я вам покажу, как сделать картину с морским пейзажем. Сначала надо сделать фон: небо и море. Для этого карандашом на картоне нужно нарисовать прямую линию – это горизонт. Все, что наверху, я буду закрашивать белым и синим цветом, как небо. Чтобы фон получился ровным, как будто нарисованным, надо брать очень маленькие кусочки пластилина. Их проще будет размазывать по картону и смешивать, получая разные оттенки голубого. Делая море, я добавлю к этим цветам зеленый, получая цвет морской волны. Важно, чтобы фон был ровным, гладким, без бугров и дырок. Излишки пластилина по краю картона я удалю стекой.
- Теперь можно изображать то, что задумано: корабли, острова, маяки, пальмы и т. п. Для этого надо слепить нужную деталь, затем приложить ее к фону и прижать ладонью.
-
Самостоятельная практическая деятельность детей.
Дети выполняют задание за столами. В зависимости от опыта детей можно предоставить им возможность выполнить морской пейзаж по собственному замыслу. По ходу лепки педагог следит, чтобы дети использовали очень маленькие кусочки пластилина, покрывая им фон, добивались плавного перехода одного цвета в другой, закрашивали поверхность без бугров и пробелов. Детям, которые быстрее остальных справились с заданием, можно предложить сделать рамку для картины.
-
Рассматривание детских работ, рефлексия.
Дети располагают поделки в месте демонстрации творческих работ.
- Ребята, что вы сделали? Почему эту картину можно назвать пейзажем? Что является фоном на ваших картинах? Какие правила надо соблюдать, чтобы сделать из пластилина красивый, как будто нарисованный фон? Что изображено на фоне моря? Какие правила надо соблюдать, чтобы сделать красивое рельефное изображение? Молодцы!