Конспект занятия по аппликации для среднего дошкольного возраста
«Коллаж. Дед Мороз»
Цель: формировать у детей умение создавать изображение на заданную тему, используя в аппликации различные материалы.
Задачи:
-
Формировать у детей умение создавать изображение человека в длинной одежде из цветной бумаги.
-
Отрабатывать навыки работы с ножницами (вырезать по намеченной линии), клеем, простым карандашом.
-
Способствовать желанию дополнять изображение по собственному желанию.
-
Развивать умение соотносить детали по размеру путем приложения друг к другу и на глаз.
Материалы: иллюстрации с Дедом Морозом, кукла, цветной картон, цветная бумага, клей, простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, ножницы, влажные салфетки.
Продолжительность: 25–30 минут.
Ход занятия
-
Введение в тему. Беседа.
Дети стоят около педагога.
– Ребята, мы уже начали готовиться к празднику Новый год. А кто главные герои в этот праздник? Вы раньше встречали Деда Мороза? А наша кукла Маша нет. Она не знает, кто он и как выглядит. Предлагаю рассказать о нем Маше и сделать для нее портрет главного новогоднего волшебника.
-
Постановка учебной задачи, инструкция.
- Чтобы изобразить Деда Мороза, на него надо внимательно посмотреть. Во что одет Дед Мороз? Какого цвета у него шуба? Какой формы шуба? Какой формы рукава? Посмотрите, внизу шубы и рукавов есть пушистая меховая опушка. Какой формы голова? Что надето на голову? Какой формы шапка? Что еще надето на Деда Мороза? (Варежки, шапка.) Сейчас я покажу вам, как сделать портрет Деда Мороза.
Дети стоят вокруг стола, за которым педагог показывает способ выполнения.
– Я беру цветной картон, располагаю его вертикально, короткой стороной к себе. Теперь буду делать шубу. Надо взять листок голубой бумаги, перевернуть его, и на белой стороне нарисовать трапецию – четырехугольник, у которого верхняя сторона короткая, а нижняя длинная. Теперь я вырезаю по намеченной линии. Шуба готова, кладу ее на картон. Для шубы надо сделать рукава, для этого отрезаю две полоски с краю бумаги. Рукава прикладываю к шубе. Чтобы сделать голову, надо вырезать круг. На белой бумаге я рисую круг и вырезаю его по намеченной линии. Теперь надо на лице нарисовать глаза, нос, щечки. А почему можно не рисовать рот? (Его не будет видно за бородой.) Голова готова, прикладываю ее к шубе. Теперь сделаю шапочку. Прикладываю голову на край к обратной стороне цветной бумаги и рисую шапку произвольной формы, затем вырезаю.
- А как сделать одинаковые варежки? Надо сложить бумагу пополам белой стороной вверх и нарисовать половину овала вокруг пальца, которым я придерживаю бумагу за край, вот так. Теперь я раскладываю все подготовленные детали на цветном картоне, а затем буду приклеивать их по очереди. Этот этап можно показать частично.
- Опушку на шубе можно сделать из пушистой пряжи. Я отрезаю кусок нужного размера, намазваю клеем место, где она будет расположена и прижимаю. А для бороды использую вату. Также предварительно смазываю клеем бока и низ лица Деда Мороза.
- Ребята, теперь можно дополнить портрет и нарисовать узор на шубке, снег или звезды. Педагог не показывает этот этап, затем убирает образец.
-
Самостоятельная практическая деятельность детей.
Дети сидят за столами. Педагог предлагает детям выбрать цвет шубы Деда Мороза (красный или синий), а также цвет фона для портрета. В процессе работы необходимо обращать внимание на соблюдение последовательности действий: вырезать детали из цветной бумаги, примерить, приклеить, подготовить и приклеить детали из ваты и пряжи, дополнить портрет рисунком восковыми мелками.
-
Рассматривание детских работ, рефлексия.
Дети стоят около места для демонстрации творческих работ.
– Ребята, чей портрет у вас получился? Из чего сделали Деда Мороза? Какой еще материал пригодился для изготовления портрета? Теперь Маша точно знает, как выглядит дед Мороз. А эти рисунки вы сможете подарить главному новогоднему волшебнику. Молодцы!