Конспект занятия по рисованию гуашью для детей старшего дошкольного возраста
Зимний пейзаж
Цель: способствовать возникновению желания передавать свои представления о зимнем пейзаже в рисунке.
Задачи:
-
Уточнить особенности изображения разных деревьев гуашью.
-
Способствовать желанию создавать свою собственную оригинальную композицию.
-
Продолжать формировать представление об использовании техники набрызг для придания выразительности образу.
-
Способствовать развитию эмоционального интеллекта.
Материал: плотная тонированная бумага формата А3 или А4, гуашь, кисти синтетика, емкость с водой, бумажные салфетки.
Продолжительность: 40 минут
Ход занятия:
-
Введение в тему. Беседа
Дети стоят около педагога или сидят на ковре.
- Зима – прекрасное время года. Зима вдохновляет художников, поэтов, музыкантов. Мы читали стихи, рассматривали картины художников, слушали музыку. Какие произведения искусства о зиме вам запомнились больше всего? Как можно назвать картину, на которой художник изобразил природу?
- А чем вам нравится зима? Чем особенна природа зимой? Какие природные явления можно наблюдать в это время года? Что можно сказать о зимнем небе, какое оно? Какие цвета преобладает в зимнем пейзаже?
-
Постановка учебной задачи, инструкция
- Ребята, сейчас мы – художники. Предлагаю создать собственное произведение и нарисовать зимний пейзаж.
- А что можно нарисовать на картине, чтобы было понятно, что это зима? Прежде чем рисовать деревья, на них надо внимательно посмотреть.
Педагог показывает иллюстрации разных деревьев.
- Обратите внимание на стволы. Все они в нижней части толстые, а наверху становятся тоненькой веточкой. Но есть и отличия у стволов. У какого дерева ствол самый толстый? (Дуб). У какого дерева ствол белого цвета? (Береза). А бывает по несколько стволов у дерева? Такое бывает у кустарников, например, рябины. Теперь посмотрите на ветки. У всех деревьев ветки направлены вверх, к солнышку. И только у ели, вниз. В какой части дерева располагаются большие ветки? (В нижней). А в какой – маленькие? (В верхней).
Педагог обсуждает с детьми последовательность изображения.
- Сначала необходимо нарисовать разные деревья, большие и маленькие, расположив их по всему листу. Затем нарисовать снег на земле, на ветках деревьев. Дополнить изображение можно стайкой снегирей.
При необходимости педагог может показать упрощённый способ рисования снегиря.
- И только в самом конце, когда уже все будет нарисовано, можно изобразить снегопад. Как это сделать, я сейчас покажу. На чистую мокрую кисть я набираю белую гуашь. Посмотрите, одной рукой я держу кисть рядом с рисунком, а пальцем другой руки резким движением поднимаю ворсинки кисти наверх. Получаются брызги – это снегопад. Такой способ рисования называется «набрызг».
- Ребята, если вам все понятно, садитесь на свои места и подумайте, какой зимний пейзаж будет на вашей картине? Какие деревья нарисуете, какая погода будет на рисунке? Какое настроение вы хотите передать зрителям, которые будут смотреть на ваши картины?
-
Самостоятельная практическая деятельность детей
Дети сидят за столами. По ходу работы, педагог напоминает последовательность работы, уточняет особенности рисования гуашью, задает наводящие вопросы.
-
Рассматривание детских работ, рефлексия
Дети стоят около места демонстрации творческих работ.
- Теперь и вы, как настоящие художники, создали свое произведение о зиме.
- Что ты хотел рассказать о зиме в своем рисунке?
- Какое настроение возникает, когда смотришь на этот зимний пейзаж?
- Какие явления природы вы изобразили на своих рисунках?
- Каким способом вы изобразили снегопад? Что нужно будет рассказать о «набрызге» тому, кто впервые захочет нарисовать снегопад?
- Я рада, что вам удалось передать всю прелесть зимнего пейзажа в своих рисунках. Молодцы!