- Введение в тему. Беседа
Дети стоят около педагога, который показывает иллюстрации.
– Ребята, вы любите рисовать? Какими материалами вам нравиться рисовать? Как еще можно создать рисунок? Посмотрите на эти картинки. Что на них нарисовано?
Педагог показывает образцы и новую технику: как, проводя линии обратной стороной кисти или зубочисткой, получить яркий, красочный и разноцветный рисунок.
– Этот рисунок волшебный, потому что это необычная, волшебная бумага. Мы процарапываем верхний слой черной краски заостренным предметом, и получаются цветные контуры. Такая техника рисования называется граттаж. И такую волшебную бумагу можно сделать самому. Хотите научиться?
- Постановка учебной задачи, инструкция
Дети подходят к столу, за которым педагог показывает, как выполняется работа.
– Сначала плотный лист белой бумаги надо сделать цветным. Для этого я буду наносить яркие цветовые пятна пастелью. Каждый сможет выбрать те цвета, которые нравятся. Главное – закрашивать лист плотным слоем, без пробелов, сильно нажимая на пастель. Все крошки, которые при этом образуются нужно смахнуть кистью. Когда на бумаге не останется белого цвета, нужно закрасить все краски черным. Но для этой волшебной картинки надо сделать волшебный раствор. Я в маленькой тарелочке смешаю черную гуашь и жидкое мыло. Посмотрите, надо капнуть 2 капельки мыла и положить очень много краски, затем хорошо перемешать. И вот этой краской я покрываю весь лист. Только после полного высыхания можно рисовать картинки, процарапывая верхний слой краски.
– Ребята, предлагаю и вам сделать себе волшебную бумагу для волшебной картинки.
- Самостоятельная практическая деятельность детей.
Дети выполняют задание.
– Вы закончили закрашивать лист, надо дождаться, пока краска высохнет. Теперь пора задумать картинку. Лето – это цветы, насекомые. Как приятно оказаться на цветочной полянке! Цветы и насекомых по отдельности мы уже рисовали. А сейчас я предлагаю вам сделать волшебную цветочную поляну. Волшебство в том, что рисуя, например, пчелку, мы не знаем, какого цвета она у нас получится.
– Ребята, подумайте, какие цветы и каких насекомых вы хотели бы изобразить. Вспомните, какой формы лепестки у цветка, который вы решили изобразить. Как выглядит насекомое, которое будет на вашей полянке.
Дети выполняют рисунок. Педагог напоминает, что толстые линии можно процарапывать обратной стороной кисти, тонкие – зубочисткой. Краску, остающуюся на конце кисти, необходимо убирать салфеткой.
В процессе работы педагог поощряет желание детей сделать работы оригинальными, не повторять сюжет рисунка друг за другом. Для этого можно задавать вопросы о том, какие полевые цветы знает ребенок, каких насекомых видел.
- Рассматривание детских работ, рефлексия
Дети стоят около выставки рисунков.
– Посмотрите, какие красивые, яркие, волшебные картинки у вас получились! Что на них изображено? Почему эту полянку можно назвать волшебной? Как называется техника рисования, когда художник процарапывает верхний слой краски? Ребята, вам понравилось делать такие картинки? Что нужно запомнить, чтобы выполнить такой рисунок самостоятельно?