Немного из истории шитья в стиле patchwork и quilt


Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также "лоскутной мозаикой".


В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Английские названия "patchwork" (лоскутное шитье) и "quilt"(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы открыли возможности этого вида творчества благодаря иностранцам. Можно подумать, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве.

Виды лоскутного шитья


Пэчворк (patchwork) – лоскутная техника аппликации или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). В отличие от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно, покрывала или наволочек, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки.

Квилтинг (quilt) – более широкое понятие, чем пэчворк (quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами.

История квилтинга и печворка


В истории лоскутного шитья художественные квилты занимают особое место. Возникнув на основе простых мотивов аппликаций середины XIX века, в настоящее время они представляют собой уникальные произведения текстильного искусства. По технике квилтинга существует специальная литература. Большинство ранних квилтов - это, как правило, стеганые одеяла, которые изготавливались из одного или нескольких кусков ткани или из мелких лоскутков, сшиваемых либо беспорядочно, либо в виде узора и соединяемых со слоем прокладки и подкладочным материалом. Слои прошивались простым швом, получившим название стежки, которая прокладывалась в виде различных узоров или узнаваемых рисунков. Когда в Европе в XVIII веке вошли в моду набивные ткани, как, например, индийские ситцы, портнихи часто выполняли из них узоры и нашивали на однотонную ткань, чтобы сэкономить дорогую модную материю. На некоторых квилтах, созданных в такой технике (персидская вышивка), кусочки ситца располагались далеко друг от друга, а фон часто простегивался, нередко с прокладыванием шнура.

Иногда изделие состояло из нескольких частей: вокруг центрального блока располагались фрагменты с каймой - от стилизованных изображений постепенно переходили к наиболее реалистичным мотивам, которые с течением времени все более усложнялись. Свою самостоятельную ценность художественные квилты получили только с середины XIX века.

Процесс лоскутного шитья (patchwork)


Изготовление квилтов требует исключительной аккуратности, точности, высокой техники шитья, в том числе и машинной, художественных способностей. Изделие выполняется вручную, на швейной машине или комбинированным способом и состоит обычно из трёх слоёв ткани. Верхний слой, как правило, выполняется в технике пэчворк или в комбинации этой техники с аппликацией, вышивкой, коллажем и т.д., которые также являются и самостоятельными техниками рукоделия. Средний слой – прокладка, обычно из синтепона или ватина. Нижний слой – прокладка, как правило, из хлопчатобумажной ткани. Все три слоя обязательно простёгиваются вместе. Качество простёжки свидетельствует об уровне техники исполнителя. После простёжки на поверхности квилта образуется рельефный узор, и она становится трёхмерной.

Автор: А. И. Сидельникова, мастер лоскутного шитья. Источник: Макошь.net


Главная Каталог Чат Корзина0 Профиль